Год 2021-2022. Тэма 5

Версія Word

Версія PDF

ВСТРЕЧА 5

ТЕХНОЛОГИЯ: ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ И ВЛАСТЬ

ЦЕЛИ:

  • Обозначить, каким образом технология содействует благополучию людей в таких сферах, как: здоровье, образование, коммуникация.
  • Обдумать цели, последствия, предпосылки, а также этические границы технологии. Критически задуматься о них.
  • Преобразовывать возможности коммуникации в шанс для встречи и солидарность с другими, быть причастным к культуре «жить вместе» на земле.

 

Введение

«Сейчас человечество переживает исторический переворот, мы видим это по прогрессу в самых разных областях. Достойны похвалы успехи, содействующие благосостоянию личности, например, в сфере здравоохранения, образования и коммуникации. (…) Эта эпохальная перемена обусловлена огромными скачками — качественными, количественными, скоростными и аккумулятивными — очевидными в научном прогрессе, в технологических инновациях и в стремительном применении полученных результатов в разных сферах природы и жизни. Мы живем в эпоху знания и информации, служащей источником для новых форм владения, нередко анонимных» (EG, 52). Эта власть несёт в себе много опасностей, поэтому необходимо рассмотреть последствия, предпосылки и этические ограничения технологии.

«Сегодня, когда социальные сети и средства коммуникации между людьми достигли неслыханных успехов, мы сталкиваемся с вызовом открывать и сообщать окружающим ту «мистику» сосуществования, объединения, встреч, взаимных объятий, поддержки друг друга. (…) Еще большие возможности для общения превращаются таким образом в более широкие возможности для встречи и солидарности между всеми. Если бы мы смогли пойти по этому пути, то это принесло бы нам столько добра, столько исцеления, столько свободы и столько надежды! Выйти за границы собственного «я», чтобы объединиться с другими — благо для нас. Замкнуться в себе — значит вкусить горький яд имманентизма, и тогда человечество будет все больше утрачивать с каждым принятым нами эгоистичным решением» (EG, 52).

Молитва и размышление над Словом Божьим

В течение месяца предлагаем каждому индивидуально, а также супружеским парам вместе, прочитать текст Святого Писания, продвигаясь четырьмя этапами духовного чтения (Lectio Divina) — чтение, размышление, молитва, созерцание.

Екклесиаст 3, 9 - 15

Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий.

Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, - и Бог воззовет прошедшее.

Вспомогательные тексты

«Человечество вступило в новую эру: могущество технологии поставило нас на распутье. Мы — наследники двух веков сильных волн перемен: паровой двигатель, железная дорога, телеграф, электричество, автомобиль, самолет, химическая промышленность, современная медицина, информатика и, в последнее время, цифровая революция, робототехника, биотехнологии и нанотехнологии. Естественно радоваться этим успехам и наполняться энтузиазмом, глядя на широкие возможности, которые нам постоянно открывают новшества, ведь наука и технология — чудесный продукт человеческой изобретательности, а она есть дар Божий» (LS, 102).

По сути прогресс в медицине, инженерии, коммуникации помогает нам преодолевать болезни, одиночество, боль. С его помощью появляются альтернативы более равномерного использования природных ресурсов. Однако технологический прогресс ставит перед человечеством определённые вопросы. Прежде всего, «мы не можем игнорировать того, что ядерная энергия, биотехнология, информатика, расшифровка нашей ДНК и другой полученный потенциал предоставляют нам страшную власть» (LS, 104). Человечество никогда не обладало такой большой властью над собой. Оглядываясь на историю, нет гарантии, что оно использует её во благо. Взять, к примеру, атомную бомбу, манипуляцию эмбрионами, дискриминацию, нарушение конфиденциальности, торговлю органами.

«Вызывает беспокойство тот факт, что некоторые движения экологов защищают целостность окружающей среды и обоснованно требуют соблюдения границ в научных исследованиях, но при этом порой не применяют те же принципы в отношении человеческой жизни. Часто оправдываются переходящие всякие грани эксперименты с живыми человеческими эмбрионами. Забывают, что неотчуждаемая ценность человека намного выше уровня его развития. Точно так же техника, не признающая великие этические принципы, в итоге считает оправданной любую практику. (…) В отрыве от этики техника вряд ли будет способна самостоятельно ограничить свое могущество» (LS, 136).

С другой стороны, доступ к технологиям и глобализация, которые сами по себе являются добром, не оставляют без своего влияния стиль жизни и социальные отношения людей. Получается ли у нас жить без мобильных телефонов? Без постоянного подключения к сети? Что мы выражаем в социальных сетях? Такое массовое поведение (все должны выглядеть счастливыми), вызывающее зависимость (не можем без них жить) и непреодолимую тягу (взаимодействуем постоянно) подтверждает, что «тем самым затухает способность принимать решение, истинная свобода и пространство для альтернативной изобретательности индивидов» (LS, 136).

Постепенно мы перестаём управлять своей судьбой, обладать собственной идентичностью, которая выражается разнообразием человеческой жизни. Отношения между людьми становятся всё более непрямыми через экраны и системы, в которых можно зарегистрироваться, или же свободно в любой момент их удалить.

«Христианский идеал всегда будет побуждать к преодолению подозрений, недоверия, страха перед нападением, всех оборонительных позиций, которые навязывает нам современный мир. Многие пытаются бежать от других в уютную обособленность или в узкий круг самых близких и отказываются от реализма социального измерения Евангелия. (…) Между тем Евангелие неустанно призывает нас идти на риск встречи лицом к лицу с другими, с их физическим присутствием, которое бросает вызов нам, с их болью и мольбами, с их радостью, которая заразит и нас при постоянном тесном контакте» (EG, 88).

Поэтому важно критически посмотреть на этические границы развития и использования технологий. Прежде всего, суть в том, чтобы сделать технику средством для лучшей реализации нашего призвания, отношений с Богом, с людьми и с миром.

Размышлять вместе значит открываться на Бога, который входит в сферу мыслей, супружеской молитвы и просветляет их. «Стоило бы уточнить, что это были не её мысли и не мои – эти мысли происходили от единства, от супружества нашего разума, а точнее – супружества разума с душой. Существует интеллектуальная плодовитость, которая является плодом любви. Такая форма диалога требует определённого состояния благодати… Только усилие смирения и любви помогает нам заново открыть его… Прежде всего я смог понять, что не человеческие мысли важны, но тот факт, что они наполнены мыслью Бога» (о. Каффарель, «На перекрёстках любви»)

Благодаря новым способам организации труда, когда есть возможность работать дома, не нужно перемещаться, можно больше времени посвятить семье. Также появляется больше времени и места для встреч с друзьями, для семейных ужинов без мобильных телефонов и многого другого, что связано с жизнью общества. С этого можно было бы начать.

Вывод таков – наука и технология нейтральны. Но на данный момент мы, как семья, ответственны за то, чтобы стать закваской культурной революции.  «Человеческая свобода способна ограничить технику, направить ее и поставить на служение другому типу прогресса — более здоровому, более гуманному, более социальному и более интегральному» (LS, 112).

Текст кардинала Винченцо Палья

Уже сейчас существует реальный риск того, что человек станет более «отехниченным», а не технология «очеловеченной». Умения, присущие человеку, передаются так называемым «умным машинам». Мы должны лучше разобраться с тем, что в этом контексте означает разум, совесть, эмоции, автономия морального действия. Искусственные машины, которые суммируют действия человека, на самом деле не имеют людских черт. Это необходимо принять во внимание, чтобы регулировать способ их применения, а также сами исследования, чтобы обеспечить конструктивное и честное взаимодействие между человеком и новейшими открытиями. (…)

Сделать этический выбор сегодня означает пробу преобразования прогресса в развитие. Это означает перенаправить технологию в сторону гуманизма, который всегда сосредоточен на достоинстве личности и всей человеческой семьи.

кард. Винченцо Палья, 14 апреля 2020 г.

Свидетельство

С приходом пандемии COVID-19 мир пережил серьёзную встряску. Наша семья пережила это время особенно, т.к. один из членов нашей семьи был госпитализирован. 17 дней он находился в реанимации в критическом состоянии. 17 дней скорби и полного отдания воле Божьей. Если бы не технология, у нас не было бы возможности поддерживать контакт в ситуации полной изоляции. Мы были бы не в состоянии объединить столько друзей в цепочке молитвы, что повлияло на разрешение ситуации.
Это событие поспособствовало тому, что мы как семья задумались о смысле жизни и переосмыслили, насколько сильно наука и технология поддерживают нас и позволяют выйти навстречу Тому, Кто нас безмерно любит – нашему Господу.

В период госпитализации мы, находясь в полной изоляции, неустанно молились. У нас была возможность молиться вместе с друзьями со всех уголков мира, участвовать в Святой Мессе, переживать молитву более интенсивно в различных местах, которые являются частью нашей семейной истории…и мы никогда не были одни.

Благодаря этому событию мы создали в нашей семье несколько молитвенных групп, которые спустя 6 месяцев продолжают вместе молиться несколько раз в неделю. Также нам удалось привлечь дальних родственников. Некоторые начали молиться вместе с нами.

Все это учит нас смотреть на планету как на возможность возрастания в святости.

Isabel i Paulo

 

Как семья мы переживаем время серьёзных вызовов, когда всё становится доступным в один клик. Нашим детям, четырём сыновьям, разные искушения и глупости доступны легко. А их присутствие в соцсетях ограничивает способности вести диалог. «Конкуренция» с книгами агрессивная и неравная.

Мы замечаем изменения в организации нашей семьи в связи с удалённой работой, которая возможна благодаря сегодняшним технологиям.

Такова реальность, и мы не можем её изменить. Но можем использовать её для достижения нашей цели – поставить Бога в центр нашей жизни. К примеру, наш 19-летний сын каждый день слушает «10 минут с Иисусом» в WhatsApp, и мы часто возвращаемся к этому в разговорах в течение дня.

Однако уже сейчас крайне необходимо этическое и моральное воспитание в использовании технологий, чтобы они служили Правде и Справедливости.

В профессиональной сфере технология может дать больше равновесия между работой и семьёй. У нас больше времени для детей, мы можем лучше сопровождать их, а в работе можем исключить ненужное, чтобы сосредоточиться на конкретной цели нашей работы. Правильная реализация своих талантов возможна благодаря позитивному применению технологий.

Joana i José Luís

 

ВСТРЕЧА ЭКИПЫ

1. НАЧАЛО ВСТРЕЧИ
Ответственная пара в молитве просит о присутствии Святого Духа на встрече и напоминает цели встречи.

2. ПРИВЕТСТВИЕ И ТРАПЕЗА

После благословения еды необходимо помнить, что диалог во время приёма пищи должен проходить с осознанием встречи во имя Христа; встречи, которая началась в момент, когда ответственная пара призвала присутствие Святого Духа.

Во время еды предлагаем поделиться размышлениями на актуальные темы, связанные с семьёй и здоровым применением технологий.

3. ДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЬЮ

Поговорите в экипе о тех важных событиях, которые произошли за прошедший месяц, важными для пары или для одного из супругов. Делитесь собой в этом делении, открывайте сердце и выражайте свои чувства.

4. ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖЬЕГО И РАЗМЫШЛЕНИЕ: Екклесиаст 3, 9 - 15.

Молитва Пс  65 (64), 5 - 9

Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе

Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих.

Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.

Страшный в правосудии, услышь нас, Боже,

Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,

поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,

укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!

И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли.

Утро и вечер пробудишь к славе Твоей.

Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе

5. МОЛИТВА В ИНТЕНЦИЯХ

6. ДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ПУНКТАМИ УСИЛИЙ (КПУ):

Предлагаем особенно выделить на данной встрече реколлекции как способ прославления Бога, индивидуальный и супружеский, сущность которых – отойти от ежедневных занятий.

7. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВСТРЕЧИ ЭКИПЫ

1. Технология становится всё более необходимой и включённой в ежедневную жизнь. Каким образом мы уравновешиваем использование технологии и взаимоотношения в нашей семье? Приведём конкретные примеры.

2. Каким образом мы как родители находим равновесие между уважением личного пространства наших детей и их сопровождением?

3. Как мы используем технологии в отношениях в экипе и Движении?

4. Приведём примеры того, насколько фундаментальным оказалось значение технологии в проведении «встреч» во время пандемии в 2020 году?

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ

В заключение помолимся словами Акафиста Пресвятой Богородице – древним хвалебным гимном в честь Пресвятой Девы Марии.

Радуйся, тайны замысла неизреченного Служительница;

радуйся, дел, молчания требующих, верность.

Радуйся, чудес Христовых начало;

радуйся, догматов о Нем основа.

Радуйся, лестница небесная, по которой сошёл Бог;

радуйся, мост, переводящий тех, кто от земли, на небо.

Радуйся, много прославляемое Ангелами чудо;

радуйся, многоплачевное бесов поражение.

Радуйся, Свет неизъяснимо родившая;

радуйся, никому, как это было, не открывшая.

Радуйся, превышающая познание мудрых;

радуйся, озаряющая мысли верных.

Радуйся, Невеста, брака не познавшая.

Радуйся, Премудрости Божией вместилище;

радуйся, промысла Его сокровищница.

Радуйся, философов неумными являющая;

радуйся, искусных в слове в неразумии обличающая.

Радуйся, ибо обезумели ловкие совопросники;

радуйся, ибо увяли сочинители сказаний.

Радуйся, хитросплетения афинян расторгающая;

радуйся, сети рыбаков наполняющая.

Радуйся, из глубины неведения извлекающая;

радуйся, многих в познании просвещающая.

Радуйся, корабль для желающих спастись;

радуйся, пристань для пловцов по морю жизни.

Радуйся, Невеста, брака не познавшая.

Молитва о беатификации кс. Каффареля.

Боже, наш Отче, Ты вложил в глубину сердца раба Твоего Анри Каффареля стремление любви, что без остатка влекло его к Твоему Сыну и вдохновляло говорить о Нем.

Будучи пророком наших дней, он показал достоинство и красоту призвания каждого человека, согласно слову, с которым Иисус обращается ко всем: "Приходи и следуй за Мною".

Он вдохновлял супругов величием таинства брака, который означает тайну единства и плодоносной любви между Христом и Церковью.

Он показал, что и священники, и супружеские пары призываются для жизни в призвании любви.

Он поддерживал вдов, ибо любовь сильнее смерти.

Движимый Духом, он многих привёл на путь молитвы.

Охваченный пылающим огнём, он обиталищем Твоим был, Господи.

Боже, наш Отче, Предстательством Пресвятой Богородицы Мы Тебя молим ускорить день, в который Церковь провозгласит святою его жизнь, чтобы все обретали радость следовать за Твоим Сыном согласно собственному своему призванию в Церкви.

Боже, наш Отче, мы призываем отца Каффареля, чтобы он испросил нам милость… (указать, о какой милости мы просим)

 

МАГНИФИКАТ

ПОДГОТОВКА К ШЕСТОЙ ВСТРЕЧЕ

 

Окружение, в котором мы живем, влияет на наше восприятие жизни, на ощущения и на поведение. В то же время в нашей комнате, в нашем доме, на нашем месте работы и в нашем микрорайоне мы пользуемся окружающим пространством для выражения нашей идентичности.                                                                                                                        (LS, 147)

ПРЕДЛАГАЕМ:

l   чтение четвёртого раздела энциклики Laudato Si (LS, 137 - 162);

 

l   чтобы супруги во время обязанности «Сядем вместе» задумались о том, какую атмосферу они хотят создать дома, на работе и везде, где бывают. Дома или на работе – как они справляются с трудностями и ограничениями? Ощущаем ли мы в этих местах взаимопомощь, чтобы иметь возможность развиваться во всей полноте?

 

l   духовное чтение (Lectio Divina) фрагмента Святого Писания, предназначенного на следующую встречу (Першае пасланне святога апостала Пятра 1, 22 - 23).

 

 

 ФОТА ГАЛЕРЭІ
Хвала Хрысту!

Зараз 81 госцяў анлайн

Вітаем Вас на старонцы Equipes  Notre-Dame – Суполкі Маці Божай. З’яўляемся беларускім рэгіёнам міжнароднага руху сужанскай духоўнасці Equipes Notre-Dame, галоўная мэта якога – дапамога хрысціянскім сем’ям найбольш поўна перажываць сакрамант шлюбу.

+375333829439